Что такое лицензирование?

Это использование интелектуальной собствености других компаний или частных лиц для создания, оформления и рекламы товаров или продвижения услуг. Под интеллектуальной собственностью понимается логотип, рисунок, фотография, мелодия и подобные им объекты авторских прав. Также лицензируются и торговые марки.

Зачем покупают лицензии?

Исчерпав возможности конкуренции по параметрам цена/качество, производители задумываются об эмоциональном воздействии на потребителя. В ход идут маркетинговые коммуникации, окружающие товар заданной аурой ( мода, экологичность, экстрим, традиционность ), или же лицензионные марки/герои. Они знакомы людям по фильмам или ТВ-программам и моментально придают товару нужную окраску, а главное, переносят узнаваемость, одобрение и популярность лицензионной на продукт. Они позволяют людям проявить и свою индивидуальность, и причастность к чему-то общему. С его помощью Вы поощряете потребителя, дарите ему желанное и любимое.

А еще зачем покупают лицензии?

Лицензионная марка позволяет обратиться к чётко очерченной аудитории. Если раньше производители стремились продавать "всем", то ныне пришло понимание, что таргетированное предложение не противоречит росту продаж. Покупатель, чьё настроение Вы угадали, становится Вашим верным покупателем. Дошколята, неформалы-подростки, томные барышни... У каждой группы свои тренды, свои кумиры и Пузетелики. С помощью лицензии производитель сразу даёт понять, для кого предназначен его товар, а покупатель с первого взгляда узнаёт "свой" продукт среди множество однотипных аналогов.

Неужели ещё зачем-то покупают лицензии?

Есть у лицензирование и такие утилитарные цели, как перевод товара в условно премиальный сегмент или выход производителя на новый уровень дистрибуции. В первом случае, ассоциация с раскрученной маркой или киногероем оправдывает разумное увеличение цены. Во втором, региональная компания, не владеющая большим рекламным бюджетом может выйти на федеральный уровень под флагом всем известного бренда. Его и так знают, что заметно сокращает расходы на продвижение.

Но и это ещё не всё?

Можно ли менять бренды как перчатки? Если Ваши собственные, то нет. Жаль ведь, столько денег ушло на их разработку. А если лицензионные - то пожалуйста. Вчера динозавры, сегодня феи в блёстках, а завтра зелёный гоблин. И всё на злобу дня, с пылу с жару. Конечно, частая смена антуража хороша лишь для промо-акций. Тем же, кто хочет работать с маркой пару лет, следует выбирать вечнозеленые лицензии, которые поддерживаются новыми фильмами или постоянным телепоказом.

А можно и промо-акции?

Лицензирование позволяет месяца на три примерить на свой продукт нечто суперактуальное, собрать сливки, и - на Канары!

Значит, можно взять фею и расслабиться?

Потребитель не простит скверного качества, что бы ни было нарисовано на упаковке. И рекламными локтями придётся поработать, ведь на каждую фею есть конкурирующая принцесса. Лицензирование - это лишь маркетинговый инструмент, а вовсе не волшебная палочка или повод для самоуспокоения. Планирование и самодисциплина - вот залог успеха опытного лицензиата.

Сколько стоит лицензия?

За использование своего бренда правообладатель берёт лицензионные отчисления ( роялти ) в размере 4-6% для продуктов питания и 10-12% для других товаров. Обычно базой для расчета роялти служит оптовая цена без НДС. При импорте товаров роялти могут платиться и от FOB цены, однако ставки будут на 4-6% выше.

Что такое минимальная гарантия?

Это сумма роялти, которую лицензиат обязан выплатить лицензиару в течение срока дейстивия лицензии. Некоторые правообладатели берут цифру гарантии с потолка ( "цена вопроса" ), другие отталкиваются от прогноза лицензиата.

Каковы основные условия лицензионного соглашения?

В договоре прописывают товары, к которым будет применена лицензия, эксклюзивность или неэксклюзивность лицензии, ставку и базу расчёта роялти, минимальную гарантию, аванс ( часть гарантии ), территорию сбыта, срок лицензии, период распродажи остатков.